Регулируемые цены
Регулируемые цены устанавливаются на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год. Федеральная служба по тарифам России устанавливает предельные минимальные и максимальные уровни регулируемых тарифов на электрическую энергию и мощность, поставляемую потребителям гарантирующими поставщиками и другими энергоснабжающими организациями с выделением предельных уровней регулируемых тарифов для населения.
В рамках предельных уровней тарифов региональные службы по тарифам (РСТ) субъектов РФ до принятия закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками, другими энергоснабжающими организациями, к числу потребителей которых относится население.
Указанные регулируемые тарифы устанавливаются на очередной год одновременно в двух вариантах:
- одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 кВтч электрической энергии, с учетом стоимости мощности;
- одноставочный тариф, дифференцированный по зонам суток, включающий в себя полную стоимость поставки 1 кВтч электрической энергии, с учетом стоимости мощности в дневные и ночные часы суток.
Применение в расчетах за потребленную электрическую энергию (мощность) тарифа (цены), дифференцированного по зонам суток, определяется в договоре энергоснабжения и возможно только при наличии у потребителя соответствующих приборов учета электрической энергии (мощности).
Выбор варианта тарифа (цены) производится потребителем путем направления письменного уведомления в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета.
Расчет указанных тарифов осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными ФСТ России 06.08.2004, № 20-э/2 методом экономически обоснованных расходов и производится раздельно по группам потребителей.
Установлено четыре группы потребителей:
- базовые потребители,
- население,
- прочие потребители,
- организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях.
Расчет двухставочных тарифов основан на принципах раздельного учета затрат между электрической энергией и мощностью. При расчете ставки тарифа за электрическую энергию учитываются переменные расходы, к которым в том числе относятся расходы на покупку энергии. При расчете ставки тарифа за мощность учитываются условно-постоянные расходы, к которым в том числе относятся расходы на покупку мощности, ставка на содержание сетевого тарифа.
Тарифы на электрическую энергию, отпускаемую потребителям, дифференцируются:
1. По уровням напряжения:
- высокое (110 кВ и выше) ВН;
- среднее первое (35 кВ) СН1;
- среднее второе (от 1 кВ до 20 кВ) СН2;
- низкое (0,4 кВ и ниже) НН.
2. По числу часов использования заявленной мощности (ЧЧИМ)
Соотношение объемов электроэнергии и мощности показывает число часов использования заявленной мощности (ЧЧИ) потребителем в год. Чем больше ЧЧИМ, тем более ровным графиком потребляет потребитель электроэнергию.
3. По зонам суток
Дифференциация тарифов по зонам суток направлена на стимулирование энергосбережения и сглаживание графиков потребления, то есть увеличения потребления в периоды меньших нагрузок (ночь) и уменьшение потребления в периоды больших нагрузок (полупик, пик).
Интервалы тарифных зон суток по энергозонам (ОЭС) России устанавливаются ФСТ России на основании запрашиваемой в ОАО «СО ЕЭС» информации.