СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Функционирование энергосистемы Российской Федерации основано на сочетании действующей под государственным контролем технологической и коммерческой инфраструктуры, с одной стороны, и взаимодействующих между собой в конкурентной среде организаций, осуществляющих выработку и сбыт электроэнергии.

К субъектам электроэнергетики в соответствии с федеральным законом №35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 относятся организации, осуществляющие производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности. 

К организациям технологической инфраструктуры относятся:

- компания, управляющая единой национальной электрической сетью (ОАО «Федеральная сетевая компания»),

- организация, осуществляющая диспетчерское управление (ОАО «Системный оператор Единой энергетический системы»). 

В коммерческую инфраструктуру входит ОАО «Администратор торговой системы» и его дочерняя организация ЗАО «Центр финансовых расчетов». Деятельность инфраструктурных организаций, в том числе ценообразование и условия взаимодействия с контрагентами, подлежит государственному регулированию. 

Генерирующие компании осуществляют выработку и реализацию электроэнергии на оптовом или розничных рынках сбытовым организациям либо крупным конечным потребителям – участникам оптового рынка. Сбытовые организации приобретают электроэнергию на оптовом и розничных рынках и продают ее конечным потребителям. Купля и продажа электроэнергии и мощности генерирующими компаниями, сбытовыми организациями, сетевыми организациями и крупными потребителями-участниками оптового рынка электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с установленными постановлением Правительства Российской Федерации № 1172 от 27.12.2010 Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности и Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии и мощности.

В соответствии с федеральным законом № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике"» запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики.

Диспетчерское управление 

Оперативно-диспетчерское управление (ОДУ) в единой энергосистеме России осуществляет Системный оператор (ОАО «СО ЕЭС»). Главная функция Системного оператора – контроль за соблюдением технологических параметров функционирования энергосистемы. Для исполнения этой функции Системный оператор может:

- отдавать обязательные к исполнению команды генерирующим и сетевым компаниям, потребителям с регулируемой нагрузкой;

- контролировать очередность вывода в ремонт генерирующих и сетевых мощностей;

- осуществлять контроль за исполнением инвестиционных программ генерирующими и сетевыми компаниями.

Системный оператор участвует в обеспечении функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности: осуществляет актуализацию расчетной модели, на основе которой Коммерческий оператор производит расчет объемов и цен торговли на оптовом рынке электроэнергии, проводит конкурентный отбор мощности (КОМ) и обеспечивает функционирование балансирующего рынка – торговли отклонениями от плановых объемов производства и потребления электроэнергии.

100% голосующих акций ОАО «СО ЕЭС» принадлежит государству.

Сетевая инфраструктура рынков электроэнергии

Сетевые организации осуществляют два основных вида деятельности - передачу электрической энергии по электрическим сетям и технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, энергетических установок генерирующих компаний и объектов электросетевого хозяйства иных владельцев к электрическим сетям. Оба эти вида деятельности являются естественно-монопольными и регулируются государством.

Регулирование включает не только установление в той или иной форме соответствующих тарифов (цен) за оказанные с надлежащим качеством услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям.

Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании публичного договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

Договор на оказание услуг по передаче должен содержать следующие существенные условия:

- величину максимальной мощности энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения;

- величину заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения;

- ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, в границах балансовой принадлежностью сетевой организации и потребителя;

- обязательства сторон по оборудованию точек присоединения средствами измерения электрической энергии, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также по обеспечению их работоспособности.

Кроме того, Правилами недискриминационного доступа, утверждаемыми постановлением Правительства РФ, определяются основные обязательства сетевой организации и потребителя услуг при исполнении договора на передачу электрической энергии.

По специфике основных условий среди договоров на передачу могут быть выделены следующие группы:

- договоры «сетевая организация - конечный потребитель»;

- договоры «сетевая организация - гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация)»;

- договоры «сетевая организация - сетевая организация»

Для ОАО «ФСК ЕЭС» плательщиками по договору являются владельцы присоединенных к ней сетевых объектов, в том числе иные владельцы единой национальной электрической сети (ЕНЭС), если они самостоятельно оказывают услуги по передаче электрической энергии. То есть, территориальные сетевые организации обязаны оплачивать владельцам ЕНЭС, в том числе ОАО «ФСК ЕЭС», их долю услуг по передаче электрической энергии

Для территориальных сетевых организаций условия взаиморасчетов (направление платежа, размер платежа) по договорам «сетевая организация - сетевая организация» существенным образом зависят от принятой в субъекте РФ модели установления тарифов на услуги по передаче. С 2008 года для всех потребителей, находящихся в субъекте Российской Федерации, стало обязательным установление единых (котловых) тарифов по уровню напряжения.

Коммерческая инфраструктура рынков электроэнергии

Организация торговли и обеспечение расчетов между участниками оптового рынка электроэнергии является функцией Коммерческого оператора – ОАО «Администратор торговой системы», 100% дочерней компании Некоммерческого партнерства «Совет рынка». Дочерняя организация ОАО «АТС» и НП «Совет рынка» - ЗАО «Центр финансовых расчетов», выступает унифицированной стороной по сделкам купли-продажи электроэнергии и мощности, осуществляет расчет требований и обязательств по договорам купли-продажи электроэнергии и мощности.

Стоимость услуг Коммерческого оператора контролируется государством.

Яндекс.Метрика